Прокуратура разъясняет!
Федеральным законом от 11.06.2022 № 155-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» предусмотрены ограничения на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений либо подвергающимися уголовному преследованию за такие преступления как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким, а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранного государства - члена Евразийского экономического союза.
Предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при получении сведений от правоохранительных органов о том, что работник подвергся уголовному преследованию за указанные выше преступления.
Законодателем также установлена обязанность работника, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям
Трудовой договор с работником - гражданином Российской Федерации и работником, не являющимся гражданином Российской Федерации и имеющим гражданство другого государства - члена Евразийского экономического союза, не представившим работодателю данную справку, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных Трудовым Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности).
Изменения вступили в силу с 1 марта 2023 года.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Федеральным законом от 07.10.2022 № 385-ФЗ внесены изменения в положения Земельного кодекса Российской Федерации, посвященные аукционам по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора аренды такого участка.
С 1 марта 2023 года будут проводиться только электронные аукционы на электронных площадках. Договоры по итогам аукциона будут заключаться в электронном виде. Изменениями определен порядок проведения таких аукционов.
Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать 3 рабочих дней с даты окончания срока приема документов.
В ходе аукциона участники подают предложения о цене предмета аукциона в соответствии с установленными требованиями.
Изменения вступили в силу 1 марта 2023 год.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
В законодательство внесено изменение, касающееся лекарственного обеспечения лиц с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями
В целях выбора оптимальной модели обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточнённой, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта – Прауэр), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами и повышения эффективности использования выделяемых на эти цели средств федерального бюджета Федеральным законом с 1 января 2023 года предусматривается изменение существующего механизма финансирования указанного обеспечения.
За счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых Фонду поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», основной целью деятельности которого является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) тяжелобольным детям, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации), будет осуществляться лекарственное обеспечение детей в возрасте до 18 лет. Порядок приобретения лекарственных препаратов для лечения указанных заболеваний и приобретения медицинских изделий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Лекарственное обеспечение больных в возрасте 18 лет и старше при указанных заболеваниях (состояниях), как и в настоящее время, будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минздраву России.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Законодательно приостановлено действие отдельных положений закона о прожиточном минимуме
Федеральным законом приостанавливается до 1 января 2024 года действие положений Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», предусматривающих установление величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год до 1 июля текущего года на основе установленного соотношения указанной величины и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
В соответствии с Федеральным законом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2023 и 2024 годы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Приостановлено действие части второй статьи 43 закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и службу в ряде других ведомств
Глава государства подписал Федеральный закон «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Федеральный закон принят на основании пункта 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объём расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Федеральным законом предусматривается приостановить до 1 января 2024 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Одновременно Федеральным законом устанавливается, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I, с 1 января 2023 года составляет 85,47 процента от размера указанного денежного довольствия.
Таким образом, Федеральным законом сохраняется на 2023 год размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьёй 43 названного Закона Российской Федерации, установленный соответствующим федеральным законом с 1 октября 2022 года.
В связи с этим индексация пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семьям будет произведена в 2023 году на основании части первой статьи 43 названного Закона Российской Федерации вследствие повышения в этом году денежного довольствия военнослужащих и других соответствующих категорий граждан.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты, касающиеся, в частности, госслужбы
В статью 333 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 61 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» вносятся изменения, сохраняющие на 2023–2024 годы действие существующего с 2014 года порядка, в соответствии с которым страховые взносы, поступающие на финансирование накопительной пенсии, зачисляются в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования, отражаются на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, учитываются при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента и направляются на финансирование страховой пенсии.
Такой порядок был установлен Федеральным законом от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» в целях уменьшения расходования предусмотренных на обязательное пенсионное страхование средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральной закон «О системе государственной службы Российской Федерации», предусматривающие основания и порядок приостановления государственной службы.
В частности, к числу таких оснований отнесены призыв государственного служащего на военную службу по мобилизации, заключение им в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракта о прохождении военной службы либо заключение им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации.
В период приостановления государственной службы права и обязанности государственного служащего не осуществляются, ограничения, запреты и требования не применяются, денежное содержание (вознаграждение, довольствие) не начисляется, при этом социальные гарантии, право на предоставление которых он приобрёл до приостановления государственной службы (социально-бытовое и медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение), сохраняются.
В указанный период также гарантируется сохранение за государственным служащим замещаемой должности государственной службы, а расторжение с ним контракта по инициативе представителя нанимателя допускается только в связи с упразднением государственного органа или истечением срока действия контракта. В случае, если срочный контракт был расторгнут в связи с истечением срока его действия, за государственным служащим в течение трёх месяцев с даты прекращения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной службы, сохраняется преимущественное право поступления на государственную службу в государственный орган, в котором государственная служба приостанавливалась, на ранее замещаемую должность государственной службы. В случае отсутствия вакансии по такой должности сохраняется право поступления на другую вакантную должность не ниже ранее замещаемой должности, а при её отсутствии – на иную вакантную должность государственной службы.
Внесены изменения в закон о расчёте тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения
В настоящее время тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения (указанный взнос уплачивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) рассчитывается как произведение тарифа (18 864,6 рубля), установленного Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.
Федеральным законом предусматривается изменение порядка расчёта коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. При расчёте этого коэффициента будет учитываться не только значение прогнозного индекса потребительских цен, но и дополнительный показатель – темп роста среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации в году, предшествовавшем году, на который рассчитывается тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Учёт темпа роста заработной платы в субъектах Российской Федерации повлечёт за собой увеличение поступлений в систему обязательного медицинского страхования на неработающее население.
В законодательство внесены изменения, касающиеся порядка и условий осуществления ежемесячных выплат семьям с детьми
В связи с введением в единую систему государственных пособий нового пособия – ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка – изменяются порядок и условия осуществления ежемесячных выплат, установленных Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», а также порядок и условия расходования средств материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Ежемесячная выплата, установленная Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», будет назначаться только в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и только в случае, если этот ребёнок родится до 1 января 2023 года.
Размер ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка, процедура обращения за ней сохраняются. Не изменяется также перечень доходов, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения указанной выплаты.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка будет осуществляться за полный месяц независимо от даты рождения ребёнка, даты достижения ребёнком возраста трёх лет или даты обращения за назначением выплаты.
Функции по осуществлению ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребёнка возлагаются на территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Право на получение ранее назначенных выплат на первого и (или) второго ребёнка будет реализовываться в порядке, который действовал до вступления Федерального закона в силу.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка и последующих детей с 1 января 2023 года будет осуществляться за счёт средств материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребёнка до достижения им возраста трёх лет (в размере величины прожиточного минимума для детей) граждане приобретут при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанной выплаты.
Внесены изменения в статью 6–1 УПК
Федеральный закон принят одновременно с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» и направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2022 года № 2-П.
Федеральным законом уточняется правило исчисления общей длительности незавершённого судопроизводства по уголовному делу, которая является ориентиром для определения того, мог ли быть нарушен разумный срок уголовного судопроизводства по конкретному делу.
Таким образом, обвиняемый или подозреваемый будет вправе обратиться в суд с новым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок до истечения четырёхлетнего срока, исчисляемого с момента завершения периода, которому была дана судебная оценка в предыдущем решении суда о присуждении или об отказе в присуждении такой компенсации. При этом разумность срока уголовного судопроизводства будет определяться судом не по каждому отдельному периоду осуществления уголовного преследования, а исходя из общего срока расследования уголовного дела и с учётом фактических обстоятельств, которые уже были предметом судебной проверки.
В законодательство внесены изменения, касающиеся подачи судебных заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство
Федеральным законом в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вносятся изменения, касающиеся уточнения условий и порядка подачи обвиняемым (подозреваемым) нового заявления в суд о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство. Так, заявитель по истечении года со дня вступления в силу решения суда вправе обратиться с новым заявлением со ссылкой на обстоятельства, имевшие место в течение периода, не вошедшего в предмет рассмотрения суда по прежнему заявлению, и свидетельствующие о нарушении права на уголовное судопроизводство в разумный срок.
Кроме того, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополняется положениями, регулирующими порядок рассмотрения судом новой категории административных дел: об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет. Также определяются вопросы подсудности указанных дел, особенности подачи административного искового заявления, порядок рассмотрения дела, вынесения решения суда и обжалования вынесенного решения.